У средних, старших дошкольников, а также школьников такими нарушениям являются:
- нечеткое произношение или смешивание звуков одной-двух артикуляционных групп (например, свистящих и шипящих звуков);
- нечетко произносимые звуки легко вызываются или поддаются исправлению (например, межзубное произношение свистящих звуков);
- при правильном произношении наблюдаются незначительные нарушения фонематического слуха.
С детьми, у которых нарушено несколько групп звуков (например, свистящие и шипящие, сонорные и глухие или звонкие), имеет место общая нечеткость речи, недостаточность лексико-грамматического строя речи (т.е. если дети на вопросы дают бедные, неразвернутые ответы, не умеют правильно употреблять слова, перекручивают их, переставляют слоги, окончания), должны работать логопеды.
Успешней всего осуществлять исправление дефектов речи в такой последовательности.
1-й этап – подготовительный
Начинается с игр и упражнений, которые направляют внимание ребенка на звуковую сторону речи, учат его слушать, правильно узнавать и различать звуки в словах, развивают слуховое внимание. Если у ребенка язык и губы малоподвижны, следует проводить соответствующие артикуляционные упражнения.
2-й этап – постановка звука
Начинается работа с повторения ребенком звука за взрослым (этого часто оказывается достаточно). В случае неудачи взрослый перед зеркалом показывает положение губ, языка во время произношения определенного звука.
Следует обратить внимание ребенка на температуру выдыхаемого воздуха, дать ощутить на ладошке теплый поток при произношении шипящих звуков [ш, ж, ч, шч] и холодный – при произношении свистящих [с, з, ц]. Также нужно напомнить про вибрацию голосовых связок при произношении звонких звуков [з, ж] и ее отсутствие при произношении глухих звуков [с, ш].
3-й этап – автоматизация произношения
Закрепить произношение в слогах помогают разные игры на звукоподражание (например, листики шумят в лесу «шу-шу-шу» - на звук [ш], жук летит «жу-жу-жу» - на звук [ж]).
Когда ребенок хорошо выговаривает звук изолированно и в слогах, можно переходить к играм, где он включен в слова, предложения (специальные речевые домино, лото), и наконец к разучиванию стихов, скороговорок, рассказыванию сказок, описанию сюжетных картинок.
4-й этап – дифференциация звуков
На данном этапе звуки, которые часто смешивают и путают дети ([с] - [ш], [з] - [ж], [р] - [л] и другие), сравнивают за артикуляцией, звучанием, смысловой функцией.
К дифференциации приступают после постановки и автоматизации каждого из звуков в самостоятельной речи. Самыми эффективными формами работы остаются логопедические игры и упражнения, но на этом этапе они усложняются.
Также игры и упражнения позитивно влияют и на психическое состояние ребенка. Они развивают внимательность, наблюдательность, активность, улучшают память и мышление.